Справочник «Стройка и ремонт»
Эксплуатационные материалы и комплектующие изделия, Справочник-ВЛ

Эксплуатационные материалы и комплектующие изделия

6.1. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РАБОЧИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ

6.1.1. Топливо

Бензин. Для обеспечения надежной работы карбюраторных двигателей на всех режимах бензины должны обладать: высокой детонационной стойкостью; оптимальным фракционным составом; малым содержанием смоло– и нагарообразующих соединений и коррозионно-агрессивных веществ; высокой стабильностью состава при хранении.

Октановое число – условную единицу детонационной стойкости, определяют двумя методами – моторным и исследовательским.

При определении детонационной стойкости бензина исследовательским методом в марку бензина включают букву «И», например, АИ—95 – автомобильный бензин с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95.

По ГОСТ 2084—77 (табл. 6.1) выпускаются бензины марок А—76 (неэтилированный и этилированный) и АИ—92, АИ—93, АИ—95 (этилированный) зимнего и летнего видов:

зимнее (используется в течение всех сезонов в северных и северовосточных районах, а в остальных районах с 1 октября по 1 апреля);

летнее (используется во всех районах, кроме северных и северовосточных, в период с 1 апреля по 1 октября; в южных районах допускается применять летний вид бензина в течение всех сезонов).

Таблица 6.1

Бензины, выпускаемые по ГОСТ 2084—77

ГОСТ Р 51105—97, введенный в 1999 г., предусматривает выпуск и классификацию автомобильных бензинов в соответствии с их испаряемостью и октановым числом, определяемым исследовательским методом. В зависимости от сезона и климатического района применения (ГОСТ 16350—80) по показателям испаряемости автомобильные бензины делятся на 5 классов. Основные показатели качества автомобильных бензинов и фракционный состав приведены в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Бензины, выпускаемые по ГОСТ Р 51105—97

Для грузовых автомобилей вместо бензина А—76 используется бензин «Нормаль—80», а взамен бензина АИ—93 вырабатывается «Регуляр—91».

По ТУ 38.401-58-86—94 производится малоэтилированный бензин АИ—91. Всесезонные бензины, вырабатываемые на экспорт, и бензин АИ—98 производятся по ТУ 38.001165—97. Бензины с улучшенными экологическими показателями производятся по ТУ 38.401-58-171—96 и ТУ 38.301-25-41—97 (табл. 6.3).

Таблица 6.3

Бензины с улучшенными экологическими показателями

Дизельное топливо. К свойствам дизельных топлив, отвечающих всем эксплуатационным требованиям, относятся: цетановое число, вязкость и плотность, низкотемпературные свойства, фракционный состав и испаряемость, противокоррозионные свойства и стабильность топлива, наличие механических примесей и воды.

Цетановое число (ЦЧ) – это показатель воспламеняемости дизельного топлива, численно равный объемному проценту цетана в эталонной смеси, которая в условиях испытания равноценна по воспламеняемости эталонному топливу. По ГОСТ 305—82* цетановое число дизельного топлива должно быть не менее 45. Применение топлива с цетановым числом менее 40 приводит к жесткой работе двигателя (возникает характерный металлический стук, напоминающий детонацию в бензиновом двигателе, вибрация, перегрев поршней и головок цилиндров и пр.). В то же время при использовании топлива с повышенным цетановым числом (более 50) происходит преждевременное воспламенение топливной смеси, которое снижает экономичность и мощность дизеля, вызывает обильное дымление.

В соответствии с ГОСТ 305—82* установлены три марки дизельного топлива (табл. 6.4):

Л (летнее) – для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °C и выше;

З (зимнее) – для эксплуатации при температуре окружающего воздуха —20 °C и выше (температура застывания топлива не выше —35 °C) и —30 °C и выше (температура застывания топлива не выше —45 °C);

А (арктическое) – для эксплуатации при температуре окружающего воздуха —50 °C и выше.

Таблица 6.4

Дизельное топливо (ГОСТ 305—82*)

Примечания. Климатическая вязкость – мера сопротивления жидкости течению под действием силы тяжести при температуре 40 или

100 °C.

Температура помутнения – температура, при которой в охлажденном топливе появляются первые кристаллы парафина, характеризует способность топлива проходить фильтрующие элементы при низких температурах.

Для районов с холодным климатом по ТУ 38.401-58-36—92 выпускаются дизельные топлива двух марок: зимнее ДЗП-15/-25 и арктическое ДАП-35/-45.

Городские экологически чистые летнее и зимнее дизельное топлива, предназначенные для использования в Москве, выпускают по ТУ 38.401-58-170—96:

летнее ДЭК-Л, рекомендуется для применения при температуре окружающего воздуха —5 °C и выше;

зимнее ДЭК-З, рекомендуется для применения при температуре окружающего воздуха —25 °C и выше;

летнее с присадкой ДЭКП-Л, рекомендуется для применения при температуре окружающего воздуха —5 °C и выше;

зимнее ДЭКП-З, рекомендуется для применения при температуре окружающего воздуха —15 °C и выше.

Основными показателями качества, ответственными за экологические последствия выбросов отработавших газов дизелей, являются: массовая доля серы и фракционный состав, характеризующий пределы выкипания топлива.

В табл. 6.5 приведены действующие, а также перспективные отечественные и зарубежные требования к дизельным топливам по ряду экологических показателей.

Таблица 6.5

Требования к экологическим показателям дизельных топлив

6.1.2. Смазочные материалы

Смазочные материалы предназначены для уменьшения интенсивности изнашивания и сил сопротивления в узлах трения, а также для обеспечения нормального функционирования систем, содержащих смазки.

Смазочные материалы, применяемые для автомобилей и строительных машин, делятся: на моторные масла;

трансмиссионные смазочные материалы;

пластичные смазки для использования в негерметизированных узлах трения (например, шкворнях, пальцах и листах рессор, подшипниках ступиц колес и т. п.);

масла для гидравлических систем приводов дополнительных специальных устройств.

Моторные масла. В соответствии с ГОСТ 17479.1—85* масла подразделяются на шесть групп по эксплуатационным свойствам и области применения (табл. 6.6.). Масла моторные для карбюраторных двигателей приведены в табл. 6.7. Масла моторные для дизельных двигателей приведены в табл. 6.8.

Таблица 6.6

Классификация моторных масел

Таблица 6.7

Моторные масла для карбюраторных двигателей

Таблица 6.8

Моторные масла для дизельных двигателей

Условные обозначения марок масел: первая буква М обозначает моторное масло; цифра указывает класс вязкости 8, 10, 12 или 63/10; вторая буква (А, Б, В, Г, Д и Е) – группу по эксплуатационным свойствам; цифровой индекс 1 обозначает, что масло для карбюраторных двигателей, а индекс 2 – масло для дизельных двигателей. Индекс «к» в обозначении дизельных масел указывает на то, что масло предназначено для двигателей типа КамАЗ.

Важнейшими эксплуатационными свойствами моторных масел являются: вязкостно-температурные (вязкость, индекс вязкости, температура застывания), противоизносные, противоокислительные, коррозионные и др.

Вязкостью называется свойство жидкости оказывать сопротивление при перемещении ее слоев под действием внешней силы. Это свойство является следствием трения, возникающего между молекулами жидкости.

Индекс вязкости (ИВ) – отношение вязкости смазочного материала к его температуре. Чем выше ИВ, тем меньше зависимость вязкости от температуры;

Температура застывания – показатель способности масла или топлива оставаться текучим при низких температурах.

Трансмиссионные масла. Основное назначение трансмиссионных масел – смазка высоконагруженных зубчатых механизмов силовых передач, подшипников и других деталей и узлов автомобилей. Физико-химические и эксплуатационные свойства трансмиссионных масел отечественного производства приведены в табл. 6.9.

Рекомендации по применению отечественных трансмиссионных масел по типам передач, группам автомобилей, условиям эксплуатации, а также возможным отечественным заменителям указаны в табл. 6.10. Основные физико-химические и эксплуатационные свойства масел отечественного производства для гидромеханических передач приведены в табл. 6.11.

Таблица 6.9

Трансмиссионные масла

Таблица 6.10

Область применения трансмиссионных масел

Таблица 6.11

Масла для гидромеханических передач

Трансформаторные и индустриальные масла. Трансформаторные масла применяются для смазки электрооборудования, а масла индустриальные – для смазки ненагруженных зубчатых колес и гидросистем. Физико-химические свойства трансформаторных масел приведены в табл. 6.12, а индустриальных – в табл. 6.13.

Таблица 6.12

Масла трансформаторные (ГОСТ 982-80*)

Примечание. Водорастворимые кислоты, щелочи и механические примеси – отсутствуют.

Таблица 6.13

Масла индустриальные общего назначения (ГОСТ 20799—88*)

Примечание. Содержание воды, механических примесей, водорастворимых кислот и щелочей не допускается.


Пластичные смазки. К основным эксплуатационным характеристикам пластичных смазок относятся: пенетрация (проникновение), предел прочности, эффективная вязкость, коллоидная стабильность, температура каплепадения, механическая стабильность, водостойкость, термоупрочнение, испаряемость, химическая стабильность, противокоррозионные и защитные свойства.

Основные эксплуатационные свойства пластичных антифрикционных смазок приведены в табл. 6.14, а пластичных масел – в табл. 6.15.

Таблица 6.14

Смазки пластичные


Примечание. Пенетрация (проникновение) – характеризует консистенцию (густоту) смазки по глубине погружения в нее конуса стандартных размеров и массы. Пенетрация измеряется при различных температурах и численно равна количеству миллиметров погружения конуса, умноженному на 10.


Коллоидная стабильность – это способность смазки сопротивляться отделению (опрессовыванию) жидкого масла при хранении и в процессе применения.

Таблица 6.15

Применение пластичных масел


6.1.3. Рабочие и специальные жидкости

В зависимости от назначения и свойств жидкости делятся на охлаждающие, тормозные, амортизационные и пусковые.

Гидравлические масла работают при больших перепадах температур (от —40 до +80 °C), давлениях 10–15 МПа, скоростях скольжения до 20 м/с, в контакте с черными и цветными металлами, резиновыми и полимерными уплотнениями и шлангами. Гидравлические масла подразделяют на классы по кинематической вязкости (табл. 6.16) и на группы по эксплуатационным свойствам (табл. 6.17).

Таблица 6.16

Классы вязкости гидравлических масел

Таблица 6.17

Группы гидравлических масел по эксплуатационным свойствам


Примечание. Допускается добавление в гидравлические масла всех групп загущающих и антипенной присадок.

Обозначение гидравлических масел состоит из трех групп знаков: букв МГ (минеральное гидравлическое); цифр, характеризующих класс кинематической вязкости; буквы, указывающей на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам. Например, МГ-15-В: буквы МГ обозначают масло гидравлическое; 15 – класс вязкости; В – группа масла по эксплуатационным свойствам.

Физико-химические и эксплуатационные свойства гидравлических масел отечественного производства приведены в табл. 6.18.

Таблица 6.18

Гидравлические масла

Примечания.

1. МГ-15-В применяется в гидравлических системах автомобилей, работающих при температуре до —50 °C, МГ-22-А – до —30 (кратковременно при +125 °C, оптимальный режим 50–60 °C), МГ-46-Б – до —17 °C.

2. МГ-46-В применяется в гидрообъемных передачах.


Низкозамерзающие охлаждающие жидкости. При эксплуатации автомобилей для охлаждения двигателей применяют низкозамерзающие жидкости «антифризы». Наибольшее распространение имеют гликолевые низкозамерзающие жидкости, представляющие собой смеси этиленгликоля с водой.

Отечественная промышленность выпускает для автомобильных двигателей низкозамерзающие охлаждающие жидкости: Антифриз, Тосол и «Лена» (табл. 6.19).

Таблица 6.19

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости



Тормозные жидкости. Важнейшими эксплуатационными свойствами тормозных жидкостей являются вязкостно-температурные свойства (температура кипения свежей жидкости, температура кипения увлажненной жидкости, вязкость), гигроскопичность, совместимость, агрессивность к резиновым уплотнениям и др.

Технические характеристики тормозных жидкостей отечественного производства приведены в табл. 6.20.

Таблица 6.20

Тормозные жидкости

Пусковые жидкости должны иметь: хорошую испаряемость при низкой температуре; быструю воспламеняемость от искры или самовоспламеняемость от сжатия; высокие противокоррозионные и противоизносные свойства; низкую температуру застывания; стабильность при длительном хранении. Основным компонентом всех жидкостей, обеспечивающим их высокую эффективность, служит этиловый эфир. Добавление этилового эфира к углеводородам значительно расширяет возможность самовоспламенения топливовоздушной смеси и позволяет воспламенить искрой чрезвычайно бедные смеси, которые без эфира не воспламеняются. Эксплуатационные характеристики пусковых жидкостей приведены в табл. 6.21.

Амортизационные жидкости представляют собой маловязкие масла, которые должны обладать достаточной вязкостью, способной обеспечить подвижность жидкости во всем диапазоне рабочих температур, а также определенного уровня усилия амортизатора при гашении колебаний кузова автомобиля; хорошими смазывающими и противокоррозионными свойствами. Основные показатели амортизационных жидкостей приведены в табл. 6.22.

Таблица 6.21

Пусковые жидкости

Таблица 6.22

Амортизационные жидкости


просмотров: 187
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Search Results from «Озон» Ремонт строительство
 
Дрель-шуруповерт Вихрь "ДА-18Л-2К", аккумуляторная
Дрель-шуруповерт Вихрь "ДА-18Л-2К", аккумуляторная
Дрель-шуруповерт Вихрь "ДА-18Л-2К" предназначена для сверления отверстий и работ с крепежом - завинчивания и вывинчивания винтов и шурупов. Имеется функция реверса для быстрого изъятия сверла из материала в случае застревания, выкручивания шурупов и...

Цена:
4340 руб

Шлифмашина угловая Угловая шлифмашина Bosch PWS 850-125 (06033A2720)
Угловая шлифмашина Bosch PWS 850-125 (06033A2720)
Описание: Болгарка Bosch PWS 850-125
Углошлифовальная машина Bosch PWS 850-125 предназначена для шлифования, резания или зачистки твердых металлов и бетона. Основная сфера его использования – строительно-ремонтные работы и обработка...

Цена:
4499 руб

Электроинструмент Плазменный резак Ресанта ИПР-40К
Плазменный резак Ресанта ИПР-40К
Инверторный плазменный резак Ресанта ИПР-40К предназначен для быстрой резки без деформации всех проводящих материалов: сталь, нержавеющая сталь, алюминий, медь, латунь и т.д.

Процесс плазменной резки основан на подаче воздуха через электрическую дугу. Воздух нагревается до очень высокой температуры, превращаясь в плазму, которая способна резать металл. Высокая температура и давление необходимы для создания плазмы. Электрическая дуга обеспечивает подвод тепла, а через узкое выходное отверстие плазма истекает под давлением, значительно превосходящем давление воздуха на входе....

Цена:
20870 руб

Бытовая техника Аккумуляторный пылесос Bosch GAS 18 V-Li, без аккумулятора. и з/у, 06019C6100
Аккумуляторный пылесос Bosch GAS 18 V-Li, без аккумулятора. и з/у, 06019C6100
Bosch GAS 18 V-Li - универсальный аккумуляторный ручной пылесос с высокой мощностью всасывания.
Мобильность, легкость и эффективность — это все доступно с мощным аккумулятором 18 В и высокой производительностью всасывания.
Постоянная готовность...

Цена:
4860 руб

Дрель-шуруповерт аккумуляторная "DeWalt". DCD710D2
Дрель-шуруповерт аккумуляторная "DeWalt". DCD710D2
Мощная дрель-шуруповерт "DeWalt", последнего поколения с новыми уникальными аккумуляторами технологии XR Li-Ion емкостью 2.0 Ач, имеет 15-позиционный регулятор крутящего момента для работы в различных материалах и с шурупами разного...

Цена:
7290 руб

Аппарат сварочный Ставр "САУ-200М", инверторный
Аппарат сварочный Ставр "САУ-200М", инверторный
Сварочный аппарат Ставр "САУ-200М" предназначен для полуавтоматической сварки в среде защитного газа и для сварки штучными покрытыми электродами в рамках бытовых нужд.
Рабочий цикл при максимальной силе тока составляет 60%, что позволяет...

Цена:
16297 руб

Диск пильный Bosch Bim по дереву и металлу, для PMF 180, диаметр 85 мм
Диск пильный Bosch Bim по дереву и металлу, для PMF 180, диаметр 85 мм
Пильный диск Bosch Bim используется в универсальной машине PMF. Он изготовлен из биметалла (BIM) и предназначен для пиления дерева и металла. Применяют при строительных и ремонтных работах.
Шаг зубьев: 1,4 мм.
Диаметр: 85 мм....

Цена:
789 руб

Перфоратор Hyundai H 850 перфоратор
Hyundai H 850 перфоратор
Домашний помощник
Производитель ручного инструмента Hyundai для использования как в быту, так и на производстве. Перфоратор предназначен для создания отверстий в металле, в дереве и других твердых материалах. В режиме...

Цена:
5290 руб

Однофазный стабилизатор напряжения ЭНЕРГИЯ Classic 9000
Однофазный стабилизатор напряжения ЭНЕРГИЯ Classic 9000

Тиристорный стабилизатор для однофазной сети на 9 кВА для дачи и частного дома. Отлично работает в условиях повышенной влажности и при отрицательных температурах. Высокоточный 220В ±5 , с широким диапазоном входных напряжений 60В-265В....

Цена:
31000 руб

Однофазный стабилизатор напряжения Энергия АСН 15000
Однофазный стабилизатор напряжения Энергия АСН 15000

Релейный стабилизатор мощностью 10,5-15 кВт / 15 кВА для однофазных сетей в частный дом или на дачу. Производится в России. Оптимизирован под отечественные электросети. Стабильно выдерживает отрицательные температуры до -30 °С. Работает в диапазоне...

Цена:
26400 руб



2003 Copyright © «Remont.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Вызов мастера на дом. СПб. Ремонт квартир, отделка, монтаж, электрика, сантехника, установка, разводка труб.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика